Знаете ли вы, что 26 апреля стал Всемирным днем пилота только в 2014 году? А предложила идею турецкая авиакомпания в честь первого своего полета в 1912 году. Всемирный день пилотов в Беларуси отмечают люди, чья деятельность связана с пилотированием «небесных птиц». В канун праздника мы побывали в Национальном аэропорту «Минск» и побеседовали с пилотом компании «Белавиа» Владимиром Макеем.
О личном
Молодому и подающему надежды командиру самолета Владимиру Макею всего 30 лет, он коренной минчанин. Учился в обычной средней школе, потом – в лицее БГУ.
По словам пилота, о том, чтобы связать свою жизнь с гражданской авиацией, он задумался только лет в 16, а все потому, что у мамы была подруга, которая работала бортпроводницей. Она и порекомендовала присмотреться к престижной профессии пилота.
В итоге молодой человек решил покорять Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (сегодня это Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева – прим. автора). Но с первого раза не поступил, подвела физическая подготовка, хотя специальную медицинскую комиссию на годность к полетам по состоянию здоровья парень прошел успешно.
– Я уделял огромное внимание профильным предметам, готовился с репетиторами, а физкультура отошла на второй план, не думал, что это столь важно, ведь я всегда был спортивным и показывал хорошие результаты. Требования оказались довольно жесткие, к тому же была большая конкуренция на место в летном училище, – поделился Владимир.
И тогда парень пошел учиться в БГУ на радиофизику, а параллельно работал над своей физической формой и через год, со второй попытки, все-таки добился своего – стал курсантом Ульяновского училища гражданской авиации.
В «Белавиа» Владимир Макей пришел сразу после выпуска в 2015 году и работает в компании уже практически 7 лет. За это время налетал 4 тысячи часов, а 2 года назад получил повышение до командира воздушного судна.
Семья к такой сложной работе отнеслась с пониманием, жена и родители уважают выбор Владимира и во всем поддерживают.
– Работа пилота, конечно, сказывается на семейной жизни, но родные понимают, что я могу работать по ночам, по праздникам, часто бываю в командировках, – подчеркивает Владимир Макей. – Необычный график накладывает отпечаток на семейный образ жизни: у пилотов нестандартный союз, когда утром и вечером видишь человека, а все выходные вы проводите вместе. В нашей профессии, к сожалению, отсутствует какое-то долгосрочное планирование. Ты всегда завязан на расписании, но мои родные подстроились под такой график, и живем мы счастливо.
Кстати, спускаясь с небес на землю, пилоты такие же обычные люди, как и все вокруг. Они занимаются спортом, следят за своим здоровьем. Хобби у большинства стандартное: чтение книг, просмотр кинопремьер. Многие занимаются плаванием, бегают, рыбачат. Владимир же нашел отдушину в игре в сквош.
О профессии
По-разному приходят в гражданскую авиацию. Как отмечает наш собеседник, среди его коллег много пилотов-выходцев из авиационных семей.
– У ребят часто работает пример отца, слушаешь папины истории и начинаешь влюбляться в небо. Работа пилота достаточно красивая и престижная, ребенок этим вдохновляется и тоже идет по стопам главы семьи. Таким мальчишкам с детства прививают авиационную культуру. А когда ты не живешь в авиационной семье, то просто смотришь фильмы и мечтаешь о штурвале самолета, – отмечает Владимир Макей.
Но в пилоты гражданской авиации принимают особый контингент: спортивных молодых ребят и девушек! Да-да, сегодня среди «покорителей небес» в гражданской авиации начали появляться представительницы прекрасного пола – в компании «Белавиа» их две, девчата справляются с пилотированием «небесных птиц» не хуже командиров-мужчин.
– Когда я поступил в летное училище, на моем курсе не было ни одной девушки – набрали 200 ребят. Через год в ряды курсантов была зачислена первая девушка, а когда я выпускался – их было уже 5. Я часто слышу в эфире женщин-пилотов и считаю, что это хорошая практика, – поделился своим мнением Владимир Макей.
Компания «Белавиа» сейчас эксплуатирует 2 типа самолетов: – Embraer и Boeing. Владимир летает на самолете бразильского производства Embraer, хорошо знает этот тип лайнеров и прекрасно пилотирует. Он самый главный человек на борту, отвечает за принятие решений и безопасное выполнение рейса из пункта А в пункт Б.
– Крайнее слово всегда за командиром воздушного судна: от распределения грузов и количества заправки топлива до технической части полета. Командир принимает самолет и знакомится с анализом погоды, следит за полетом по маршруту. Обход опасных метеоявлений, выполнение взлетов и посадок, ведение радиосвязи – везде несет персональную ответственность за безопасность и комфортность рейса. По этим критериям оценивается моя работа, – ввел в курс дела Владимир Макей.
Летный экипаж состоит минимум из 2 человек: командир и второй пилот либо командир и инструктор – у них разные функции. В аэропорту можно наблюдать, когда к самолету идут 3 пилота: так и знайте, что среди них 1 – новичок в авиации, который обучается и набирается опыта, с ним летит инструктор и второй опытный пилот, который наблюдает за «новобранцем». На воздушном судне всегда есть команда бортпроводников – у них свой регламент в зависимости от пассажиров.
Полет на Embraer ограничен дальностью порядка 5 часов. В компании есть и более крупные самолеты – парят в небе до 8 часов. Установлены рабочие нормы по часам, дням и месяцам – за этим следит отдел планирования. Максимум полетов ограничен 13 часами в сутки, если рейс выходит за эти рамки, то в пункте назначения для экипажа предусматривается отдых в гостинице, а потом возвращение в Национальный аэропорт.
– Сейчас рейсы у нас непродолжительные по времени: отдел планирования старается делать так, чтобы один экипаж летел туда и обратно. По расписанию пилотов не закрепляют за какими-то конкретными рейсами. Условно говоря, не летаешь сугубо Минск-Москва. Самолеты уходят в рейс в зависимости от возможности воздушных судов и пассажировместимости, – рассказывает Владимир Макей. – Я летаю практически всю маршрутную сеть, которая разработана для Embraer. Сегодня это может быть Москва, а завтра Нур-Султан, потом Ереван, Тбилиси и т. д. За счет этого работа разнообразная: то ты летишь в горный аэропорт, то ближе к морскому побережью. В этом, я считаю, прелесть нашей профессии.
Быть пилотом – это не просто носить красивую форму, выглядеть круто и гораздо больше путешествовать по миру, чем рядовые граждане, но и образ жизни! Владимир Макей находит много причин, чтобы любить всю жизнь выбранную однажды профессию.
– Как бы это банально не звучало, но независимо от того, какая погода на земле, когда взлетаешь ввысь, то всегда видишь солнце – а это заряжает положительными эмоциями и невольно начинаешь верить, что метеозависимость существует, – поделился пилот. – К тому же у людей моей профессии идет бесконечное развитие, нет такого, что ты вышел на какой-то уровень и держишь его. Надо развиваться в разных сферах: всегда есть что выучить, в чем совершенствоваться – именно о такой работе я мечтал: всю жизнь бежать и не знать, добегу я или нет.
А еще Владимир подметил, что каждый рейс оставляет свои впечатления. У «покорителей небес» ни один рейс не похож на предыдущий, даже если за неделю трижды слетать в Москву, каждый полет будет неповторим. И это тоже опыт, поскольку при перелетах приходится учитывать погодные условия и другие факторы – это и есть ежедневное совершенствование в профессии.
А вот самый необычный и долгий перелет со сложными погодными условиями Владимир Макей совершил через Атлантику.
– «Белавиа» купила новый самолет, и мы везли его с завода в Бразилии в Беларусь: это был полет с промежуточными посадками, потому что из Южной Америки сразу не долететь до Минска. Взлетали с самой восточной точки Бразилии, пересекли Атлантический океан, посадка была в Тенерифе. Поскольку мы летели без пассажиров, то полет был по пределу – топлива у Embraer хватило, чтобы парить в небе 5 с половиной часов, – вспоминает командир воздушного судна. – Полет над Атлантикой меня впечатлил. Здесь часто стоят разные фронты и преобладают сложные погодные условия. Перелет через океан и малоориентируемую местность, когда водные просторы во все стороны и нигде ни клочка земли – это впечатляет и завораживает.
В профессии пилота, конечно же, есть и свои минусы. По мнению Владимира, это сложность и напряженность труда, ненормированный график, изматывающие ночные рейсы, да и в плане ответственности командирам воздушного судна непросто, они постоянно должны быть начеку.
– К тому же из-за профессиональных рисков (речь идет о шумах, вибрации, радиации и т.д.) пилоты подвержены разным болезням. По факту получается: если хочешь сделать долгую карьеру – надо беречь свое здоровье, – отмечает Владимир Макей.
Кстати, в «Белавиа» сильный коллективный договор, которым предусматривается компенсация за вредность труда как в финансовом плане, так и в виде дополнительных отпусков, если они требуются, чтобы восстанавливать свое здоровье. Есть и другие профсоюзные бонусы. Например, поездки в санатории и профилактории.
О традициях, страхах и суевериях
Страх перед полетом? Как ни странно, но через это проходят практически все молодые пилоты, когда впервые сталкиваются с тем, что им незнакомо.
– Я часто люблю сравнивать авиацию с вождением – есть общее чувство страха, когда предварительно изучил теорию и впервые берешься за практику. Попробуешь раз-второй и приходит осознание: вот как это работает! – делится сокровенным Владимир Макей. – Со временем влюбляешься в высоту, справляешься со своими страхами. Это одна из позиций, которая мне нравится в нашей работе – борьба с собой и как ты справляешься со своим волнением. Сейчас таких страхов нет! Я знаю пределы самолета, свои резервы и контролирую ситуацию.
Меж тем ученые давно установили, что самолет является самым безопасным видом транспорта по многим критериям: просто все трагические авиационные события ярко освещаются в СМИ, что дает такую негативную окраску – так рождаются стереотипы. Возможно, поэтому и пилоты гражданской авиации столь мнительные, в их среде существует много предрассудков.
– Все профессии, которые связаны с таким уровнем ответственности, имеют свои суеверия, но лично я отношусь к ним не как к страхам, а как к традициям. Даже вижу в этом какую-то романтику, – подчеркивает командир воздушного судна.
Из самых популярных суеверий, как рассказал Владимир, пилоты не используют слово «последний», а всегда говорят «крайний» рейс или день. А уж если во время полета оторвалась пуговица, например, то зашивать нельзя до окончания полета или всех перелетов.
– Есть у пилотов и личные суеверия. Я, например, накануне полета не выношу мусор, кто-то из моих коллег не фотографируется до рейса, – поделился Владимир.
По мнению Владимира Макея, есть в авиации хорошая традиция – аплодировать пилоту в конце рейса. Жаль только, что из-за закрытой двери во время посадки, когда идет активное торможение, пилот не слышит какой эмоциональный выброс у пассажиров, как люди радуются, что наконец-то прилетели в свой пункт назначения, хлопают и так благодарят пилотов за комфортный полет. Похвалу экипажу от пассажиров обязательно передают бортпроводники.
– Всегда приятна такая оценка твоего труда в завершении определенного рейса или целого летного дня, – подытожил Владимир Макей.
Если заметили ошибку в тексте, нажмите комбинацию Shift + Enter или по ссылке Отправить, что бы нас проинформировать.