Стабильная авиакомпания: Игорь Чергинец о работе Belavia в это непростое время

Национальный авиаперевозчик открыл новое направление – в Дели. Дела пошли на лад? Узнали у гендиректора Belavia про воздушный парк, самолеты в лизинг и последствия пандемии.

На днях из Минска в Дели улетел первый прямой рейс. Как рассказал на презентации нового направления генеральный директор Belavia Игорь Чергинец, для компании это стало историческим событием.

После мероприятия в интервью корреспонденту Tochka.by глава белорусского авиаперевозчика рассказал, каково в целом финансовое состояние компании, откуда «приходят» деньги, можно ли надеяться на то, что новый (и затратный) рейс в Дели станет прибыльным и как удалось выкупить лизинговые «Боинги».

Транзит – основа заработка

Говоря об открытии прямого авиасообщения с Дели, Чергинец заявил о том, что надеется на транзит. Именно он был до начала всемирной пандемии главным «движителем» развития национального авиаперевозчика.

Ведь Belavia была одним из основных выгодополучателей тлевшего конфликта между Россией и Украиной в Беларуси. Она успешно развивала транзит через Минск, но отнюдь не только на направлении Киев-Москва. В аэропорт «Минск» прилетали и пассажиры из России, Средней Азии и Кавказа, где они пересаживались на рейсы как в города Украины, так и стран Евросоюза.

Теперь же для Belavia осталось открытым восточное (и часть южного) направление.

Отвечая на вопрос корреспондента Tochka.by, откуда возьмутся транзитные пассажиры теперь, Чергинец дал очень пространный ответ.

«По классике все наши рейсы должны стыковаться. Если взять 2019 год – откуда взялись у Belavia четыре миллиона пассажиров, а у аэропорта «Минск» – пять? Население Беларуси – 9,2 млн человек, и каждый второй белорус еще, к сожалению, не может путешествовать. По разным причинам, в первую очередь из-за денег. Ответ прост – это транзит», – сказал он.

 

Чергинец добавил, что четыре года назад, согласно статистике авиакомпании, более 50% пассажиропотока составили те, кто летел транзитными регулярными рейсами.

Дели – перспективное направление, хоть и убыточное

«Понятно, что сейчас ситуация другая и мы с этим работаем, но и сегодня на каждом нашем рейсе есть транзитные пассажиры. И даже на первом рейсе из Дели были пассажиры, которые летели из столицы Индии через Минск в Санкт-Петербург. Мало того – через неделю они будут возвращаться тем же путем – с пересадкой в Минске», – отметил гендиректор Belavia.

Мало того: по его информации, на первый обратный рейс из столицы Индии билеты заказывали пассажиры, которые летели из Ханоя через Дели в Минск.

«Транзит – сложный механизм, это стыковки между рейсами, это работа коммерческих служб Belavia по предоставлению специальных цен для транзитных пассажиров для стимулирования спроса. Ведь только прямых пассажиров для рейса Минск-Москва достаточно, но для более сложных – нет. И чтобы такой рейс как Минск-Дели существовал, нужны транзитные пассажиры. И авиакомпания обязана работать на привлечение транзитных потоков», – пояснил Чергинец.

По его словам, чем больше будет транзитных пассажиров, тем лучше для авиакомпании, да и для белорусов: это позволит не только сохранять некоторые убыточные рейсы в расписании, но и открывать новые направления.

«Транзит – возможность для существования рейса в Дели, и благо для тех, кому нужно добраться из Минска в Дели. Не будь транзитных пассажиров, возможно, и рейса этого не было бы. Это тонкий механизм, который позволяет таким рейсам существовать», – пояснил гендиректор Belavia.

Долететь до Венесуэлы – на «Боинге»

На подобные рейсы (а на презентации шла речь о том, что Belavia станет еще и в Венесуэлу скоро летать, с посадкой на Кубе), необходимо «ставить» «Боинг». А на минувшей неделе министерство финансов США заявило о том, что в отношении белорусской авиакомпании введены санкции, а именно – запрет на перелеты американскими самолетами.

Журналист поинтересовался у руководителя авиакомпании: как обстоят дела с лизинговыми американскими самолетами и сколько из «Боингов» выкупила Belavia?

«Все самолеты, которые сегодня эксплуатирует авиакомпания, являются ее собственностью», – заявил Чергинец.

Тут надо уточнить, что некоторое время назад (до санкций после посадки самолета, следовавшего рейсом Афины-Вильнюс 23 мая 2021 года) воздушный парк Belavia состоял из 29 машин. Сегодня он ужался до 14.

Дело в том, что большинство «Боингов» были в лизинге, причем некоторые были взяты совсем недавно. То есть размер платежей до полной выплаты был велик.

«Гнездо» «Боингов» почти опустело

Посему не следует удивляться, что подавляющее большинство из 18 лизинговых авиалайнеров покинули «гнездо» под Смолевичами и улетели. Но не на родину лизингодателей, а в аэропорты новых владельцев/арендаторов.

Из 18 таковых было 15, и лишь три (как заявил первый зампред Совмина Николай Снопков) оказались полностью оплачены и остались в распоряжении Belavia .

В декабре 2021-го в авиакомпании заявили, что планируют пополнить свой флот, «как приобретая самолеты в собственность, так и заключая договоры лизинга с компаниями, не являющимися резидентами ЕС», – было сказано в сообщении пресс-службы авиаперевозчика.

Но новостей о приобретении каких-либо бортов не появилось ни тогда, ни в 2022-м, ни весной 2023-го.

Лишь в последнее время была озвучена возможность покупки российских самолетов SSJ New и МС-21. Но дальше разговоров дело не пошло. Ведь тот же МС-21 пока не существует.

Без государственного кредита

Журналист поинтересовался, как же удалось Belavia, после кошмара пандемийного 2020-го и закрытия неба в 2021-м найти деньги на то, чтобы выкупить хотя бы малую часть своего лизингового авиапарка?

Генеральный директор Belavia заявил, что для этого компания взяла коммерческий кредит. «Государственного кредита, как такового, у нас нет», – сказал Игорь Чергинец.

На вопрос о том, что позволяет компании рассчитываться с долгами, он ответил: «Слаженная работа коллектива Belavia». Какие направления приносят наибольший доход? Чергинец заявил, что в компании стараются, чтобы каждое направление было прибыльным.

«Фактически сегодня так и есть. Почти. Какие-то более прибыльны, другие – менее. Есть те, что не приносят прибыли, мы их или закрываем, или они существуют за счет более прибыльных. Тот же рейс в Дели пока убыточен, но мы надеемся, что он в ближайшее время станет приносить деньги», – отметил генеральный директор национального авиаперевозчика.

Он также сказал, что «финансовая ситуация в компании хорошая». И по сравнению с 2021 годом улучшилась.

«Особенно по сравнению с 2020-м, когда вообще мало кто летал из-за COVID-19. Мы стабильная авиакомпания, стабильно работаем, и финансово мы стабильны», – резюмировал Игорь Чергинец.

Санкции против Belavia

Нельзя не сказать, что в апреле 2022-го власти США впервые включили семь Boeing-737, принадлежащих Belavia, в список самолетов, обслуживание которых нарушает экспортный контроль США.

В середине июня 2022-го санкции ужесточили: Belavia лишалась права экспорта из США, реэкспорта или передачи товаров и услуг, подпадающих под действие экспортного контроля. Компаниям по всему миру теперь запрещено обслуживать, ремонтировать и иным образом использовать произведенные в США запчасти для обслуживания авиапарка Belavia.

А 9 августа 2023-го в Вашингтоне ввели очередной пакет санкций в отношении белорусской авиакомпании и авиаремонтного завода.

Напомним, что с 2021 года из-за санкций Евросоюза и США Belavia лишилась не только половины флота, но и возможности летать в страны Европы (это направление обеспечивало львиную долю прибыли авиакомпании).

Недавно вслед за Турцией, заявившей о том, что не будет принимать и обслуживать белорусские «Боинги», с подобным заявлением выступила и Грузия. Как заявили в Управлении гражданской авиации этой страны, причиной стали санкции, наложенные недавно США на авиаперевозчика.

После того, как на пути белорусских самолетов возник санкционный шлагбаум, это направление стало для Belavia одним из важнейших: количество рейсов и перевезенных пассажиров в Грузию и обратно с 2021 года заметно выросло.

Белорусам и в Грузию путь заказан?

Оказалось, нет. Этот запрет по сути фикция. Он не парализовал авиасообщение между Беларусью и Грузией, так как Belavia продолжает выполнять рейсы из Минска сразу в три грузинских города – Тбилиси, Батуми и Кутаиси.

Избежать проблем помогает то, что делает это Belavia на бразильских самолетах Embraer, которых нет в санкционных списках Минфина США.

Что до 7-часового беспересадочного рейса в Дели, то его может совершать только один Boeing 737 MAX 8, который находится в авиапарке Belavia . Это означает, что в случае технических неполадок (а власти США запретили поставку запчастей на американские самолеты Belavia) авиакомпании придется использовать самолеты Boeing 737 предыдущих поколений в качестве подмены.

Долететь до столицы Индии они не смогут, им потребуется посадка и дозаправка из-за меньшей дальности полета по сравнению с Boeing 737 MAX 8. Которым, напомню, в Belavia довольны, как заявил корреспонденту Tochka.by генеральный директор компании.

Tochka.by

Если заметили ошибку в тексте, нажмите комбинацию Shift + Enter или по ссылке Отправить, что бы нас проинформировать.

Опубликованное ранее